Рынок mPOS: проблемы роста

11 Апреля 2013

Кирилл Елизаров. Руководитель проектов ISBC Group



ElizarovПри организации mPOS-решений могут использоваться мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры. В сочетании со считывателем платежных карточек и специальным программным обеспечением такое носимое устройство приобретает все функции платежного терминала. Преимущества mPOS по сравнению со стандартными платежными терминалами очевидны: удобство и простота использования, гибкая платформа для разработки ПО, низкая стоимость владения.


Кто же является потенциальным пользователем mPOS? Мобильные платежные терминалы необходимы в первую очередь тем, кому обслуживание полноценного POS-терминала слишком дорого из-за отсутствия инфраструктуры или из-за разъездного характера деятельности, а также банкам-эквайерам и другим участникам индустрии мобильных платежей. Безусловно, идеальным применением мобильных платежных терминалов является малый бизнес и электронная коммерция.

По данным MasterCard, в 2010-2011 гг. в торговых точках по всему миру было реализовано около 1,2 млн mPOS-решений. При этом подавляющее большинство этих торговых точек (около 75%) раньше не производили операции по платежным карточкам. Так что потенциал у mPOS довольно большой. Что же касается специфики развития российского рынка мобильных платежных решений, то здесь можно сказать следующее. Компаний, предлагающих mPOS-решения, становится все больше. Большинство игроков этого рынка в своей бизнес-модели опирается на дешевизну считывателей и привозит китайские noname-устройства.

Все хорошо у таких считывателей: стоимость, возможность быстрого изготовления и все остальные преимущества, присущие продукту трудолюбивых китайцев. Одно подкачало - сертификация. При этом, международные платежные системы не регулируют развитие рынка mPOS: им важно, чтобы такие терминалы поддерживали AES/3DES шифрование и, в идеале, уникальный ключ для шифрования каждой транзакции (DUKPT Key Management), но это лежит на совести продавцов мобильных считывателей. Естественно, такая ситуация существенно замедляет развитие рынка качественных решений. Да и бесплатная раздача считывателей пользователям, практикуемая некоторыми компаниями, ситуацию только усугубляет. В Европе mPOS используется для «покрытия территории» и широко распространены.

В России же мобильный платежный терминал - это в первую очередь дополнительный инструмент получения прибыли даже не банка, а компании, предлагающей решение. Еще одна проблема развития рынка mPOS - сложности в оформлении отношений между пользователем мобильного платежного терминала и банком-эмитентом. Сейчас пользователь (к примеру, ИП И.И.Иванов) должен купить или получить считыватель, пойти в банк, подписать с ним договор, дождаться всех одобрений и открытия счета. Только после этого Иван Иванович сможет принимать платежи где угодно. Но платеж с использованием mPOS сейчас приходит на счет примерно через неделю (!) после совершения платежа.

Остается лишь скромно посоветовать банкам быть ближе к малому бизнесу. А пока для малых предпринимателей пользоваться мобильными терминалами не очень комфортно именно из-за организационных сложностей. Но вернемся к качеству считывателей. Проанализировав ситуацию на российском рынке mPOS, мы обратили внимание на американского производителя IDTECH, чьи устройства широко используются европейскими эквайерами. Вообще, специалисты ISBC уверены, что будущее за гибридными устройствами, считывающими не только магнитную полосу, но и работающими с карточками, оснащенными чипом.

Такое устройство по своим функциям уже является полноценным POS-терминалом. При этом стоимость такого устройства уже сейчас в 2-3 раза ниже стандартных устройств, выдаваемых банками. Но эти сложности развития рынка mPOS - обычные болезни роста и оформления. Мы уверены, что в очень скором будущем до трети платежей будет осуществляться с использованием mPOS. А на рынке будут использоваться сертифицированные и качественные устройства.

Еще одно преимущество мобильных платежных терминалов - возможности организации на их основе маркетинговых акций, программ лояльности и привлечения клиентов. Возможность комплексно использовать все функции смартфона, объединенного со считывателем карточек, как представляется, будет одним из ключевых конкурентных преимуществ лидеров рынка mPOS. А мы как дистрибьютор оборудования постараемся обеспечить наличие на российском рынке сертифицированных мобильных терминалов, информационную поддержку, сервис и консультации.

Возврат к списку